Художественный руководитель:
Алексей Николаевич Морозов
Shamrock74@mail.ru
тел. - +7(921)302-3284 (Санкт-Петербург)




Яндекс.Метрика



Школа-студия ирландского танца
Санкт-Петербург
Об ирландских танцах

Вернуться в раздел Статьи

Еще немного из истории

Ирландские танцы — группа традиционных и современных танцев Ирландии, являющихся симбиозом ирландской танцевальной культуры. Танец для ирландцев – это особая часть их культуры, которая чтится и передается из поколения в поколение. Столетия ирландской истории, независимый и веселый нрав народа - все это сплелось в удивительный узор движений, которые покорили мир. Ирландские танцы поражают воображение своей энергичностью, динамичностью, экспрессивными движениями. Лёгкие, неземные прыжки, скользящие шаги, стремительные броски и сгибания ног в сочетании со спокойным корпусом производят завораживающее впечатление.
Своими корнями ирландские танцы уходят не только в средние века, но и в гораздо более раннее время. История ирландских национальных танцев уникальна и удивительна, она отражает происходившие с самой Ирландией события, начиная с XX века до нашей эры и заканчивая XX веком нашей — переселения народов и вторжения завоевателей, смены религий.
Каждая культура, с которой соприкасались ирландцы, вносила свою лепту в их танцевальную традицию. Ирландия, благодаря своему обособленному расположению, сохранила галльскую культуру в наиболее первозданном виде, а именно от этого народа произошли практически все поселения кельтов. Еще в пятом веке до нашей эры галлы заселяли территорию западной Европы, включая Францию, Германию, Северную Испанию и Британские острова и были основными северными соседями Римской Империи. В третьем веке нашей эры экспансия галльских народов привела к тому, что их первые поселения появились и на территории современной Ирландии. Придя с материка в Ирландию, кельты принесли с собой религиозные пляски, некоторые элементы которых сохранились до нашего времени. Первоначально танец имел обрядовое значение: их исполняли друиды, вознося хвалы священным деревьям и солнцу.
Однако в течение последующих веков на большей части Европы галлы были вытеснены германскими народами и расширяющейся Римской империей. Процес вытеснения не затронул галльские поселения, располагавшиеся в Ирландии, и потому именно здесь культура и традиции этого самобытного народа сохранились наилучшим образом.
Самый старинный вид ирландского танца, сохранившийся и сейчас, называется Sean-Nos. Он ведет свое происхождение от кельтов, которые жили на Британских островах с 2000 г. до н.э. Старинные летописи свидетельствуют, что этот танец имеет ирландское происхождение, хотя моряки из дальних земель Северной Африки и Испании, бывавшие в местных портах, привнесли в него свои национальные черты. Соревнования по Sean-Nos проводятся и сегодня. Наиболее популярен этот танец в Западной Ирландии.
В пятом веке нашей эры Святой Патрик, впоследствии ставший символом и духовным покровителем Ирландии, провозгласил, что Ирландия присоединилась к остальному христианскому миру. После обращения местных жителей в христианство, католические священники продолжали широко использовать элементы национальной культуры в своих богослужениях. Святое Писание украшали кельтскими архаическими орнаментами, кельтские обряды и пляски сопровождали христианские праздники.
В XII веке в результате англо-норманнского завоевания в Ирландию пришли традиции норманнов, их обычаи и культура, в том числе и самый популярный танец того времени - Carol. Ведущий партию в Carol становится в центре круга и поет песню, которую подхватывают окружающие его хороводом танцоры. Стиль Carol сильно повлиял на развитие ирландского танца. Тогда ирландские крестьяне устраивали вечеринки "феш" (feis), где и оттачивали свое искусство двигаться под музыку. Из источников середины XVI века известно, что тогда феши включали в себя групповые танцы трех видов: "длинные", "круглые" и танцы с мечами. В "длинных" танцах танцующие выстраивались длинными шеренгами друг напротив друга. Во время "круглых" танцев исполняли фигуры, стоя парами по кругу. Некоторые из танцев были чисто ирландскими, а некоторые, возможно, развивались под влиянием французских и шотландских танцев. Это были прародители современных Сет-танцев и Кейли-танцев.
Для всех древних ирландских танцев были характерны быстрый темп и приставные шаги. Некоторые танцы были настолько популярны, что пересекли море и были заимствованы англичанами. Так, часто упоминающийся английский деревенский танец Trenchmore — это ирландский Rince mor, то есть "длинный танец" в линию. В хрониках упоминаются три основных вида ирландских танцев: Irish Hey, Rinnce Fada и Trenchmore.
Одно из древнейших описаний национального танца содержится в письме сэра Генри Сиднея, написанного королеве Елизавете I, который был "весьма поражен ирландскими мелодиями, а равно и танцами". Сидней описал свои наблюдения за танцующими на поляне людьми, отметив, что участники танцуют, выстроившись в две линии. Это говорит о том, что английский рыцарь видел раннюю версию танца Rinnce Fada.
К середине XVI века народные танцы перекочевали в парадные залы дворцов и замков. Некоторые из них, адаптированные на английский манер, обрели популярность при дворе Ее Величества. Среди них был и Trenchmore, вариант старинного крестьянского танца. Примерно в то же время обрел популярность и Irish Hey.
Последовавшие столетия не были спокойными в плане культурной жизни поселенцев зеленого острова, как часто называют Ирландию. Церковные правила, завоевательная экспансия Англии угнетали ирландскую культуру. Карательные законы, которые были введены англичанами в середине XVII века, запрещали обучение ирландцев чему-либо, в том числе музыке и танцам, усиливались гонения на все проявления ирландской культуры. Поэтому на протяжении более чем 150-ти лет танцевальная культура существовала в виде тайных занятий, которые проводили в деревнях бродячие учителя танцев (так называемые мастера танцев), обучая танцам местных жителей-крестьян.
Это движение сыграло решающую роль в сохранении и развитии древних обычаев. Давать у себя приют учителю танцев считалось большим почетом. Мастер танцев обычно нанимался на месяц. Занятия проводили в переполненных пабах и просто на кухнях, стоя на столе или на днище большой бочки. Многие учителя танцев преподавали также игру на музыкальных инструментах, фехтование или хорошие манеры.
Как свидетельствуют летописи тех времен, зачастую собрания танцевального люда в Ирландии организовывались в поле, подальше от посторонних глаз, откуда пошла одна из народных поговорок того времени – "танцор пляшет, пока не пришел в деревню". Это придавало танцорам удивительную энергию и они танцевали до тех пор, пока не падали с ног. Народные танцы резко осуждались христианской церковью. Некоторые историки в своих трудах упоминают о том, что такой элемент ирландского танца, как неподвижно сложенные руки на поясе, мог стать следствием того, что церковь в одном из своих указов объявила движения рук в ирландском танце непристойными и вульгарными. Ирландские крестьяне устраивают вечеринки "феш" (feis)Несмотря на все трудности, ирландцам удалось сохранить самые ценные достояния своей культуры. Именно с появлением учителей танцев в XVIII веке связывают эпоху возрождения танцевальных традиций в Ирландии. Именно они считаются основоположниками двух самых популярных в наши дни видов народного ирландского танца - групповых танцев Ceili и танцев соло Set. В массовых групповых танцах переосмысливались на ирландский лад французские Кадрили и Котильоны.
Появление мастеров танца в первой трети XVIII века положило начало современной танцевальной школе. Лучшие из танцевальных мастеров в конце XVIII в. начали создавать первые танцевальные школы, из которых наиболее известны были школы на Юге в графствах Керри, Корк, Лимерик. Существовали знаменитые школы и в других городах. Каждый мастер мог придумывать свои движения (прыжки, подскоки, повороты). Разные школы отличались набором движений, используемых в танцах. Именно благодаря мастерам танца появились известные формы Джиги и Рила. Все движения объединялись в танце в элементы, каждый был рассчитан на 8 тактов музыки и назывался "шаг" или "степ". Поэтому в отношении Джиг и Рилов, а позднее также и в отношении Хорнпайпов употребляется термин "Степ-танцы". Ирландские "Степ-танцы" изначально связаны именно с "шагами" - элементами по восемь тактов, а не с "Чечёткой" — ударами ногами в жёсткой обуви, что принято понимать под словом "Степ". Хотя такие удары входят в "шаги" современных танцев в жёсткой обуви в виде движений.
В конце ХIХ-го века в Ирландии была создана Гэльская Лига с целью сохранения и развития ирландского языка и культуры, музыки и танцев, а в 1929 году была основана Комиссия Ирландских Танцев для установления единых правил исполнения танцев, проведения соревнований и судейства. В результате танцевальные щколы стали использовать большие залы и широкую сцену, значительно изменилась техника танца, ирландские танцы обогатились множеством новых шагов и прыжков, включая проходы по всей сцене. Кроме того, благодаря Гэльской лиге женщины стали гораздо чаще участвовать в соревнованиях и преподавать в танцевальных школах. Четко определенная последовательность исполняемых шагов стала основой для групповых Сет-танцев и произошедших от них Кейли-танцев, которые развились из элементов Стэп-танцев и французских Кадрилей.
В настоящее время насчитывается около сорока стилей ирландских танцев, некоторые из них являются симбиозом ирландской танцевальной культуры и танцев других народов мира, а некоторые своим происхождением обязаны сугубо Ирландии и ирландскому народу. Также стили ирландских танцев могут быть связаны между собой структурно или историческим происхождением. Все виды ирландских танцев исполняются исключительно под традиционные ирландские танцевальные мелодии: рилы, джиги и хорнпайпы.
В XX и XXI веках ирландский танец и ирландская музыка стали "визитной карточкой" Ирландии. 1990-е и 2000-е одно за другим с оглушительным успехом ставятся яркие танцевальные шоу: "Riverdance", "Lords of the dance", "Feet of flames", "Gaelforse", "Dancing on dangerous ground" и другие. Эти шоу породили новый стиль ирландского танца - так называемый Show-stile. Show-stile - современная фантазия, основанная на традиционной технике ирландского танца. Современные шоу-дэнс группы ирландского танца исполняют его так, что это просто завораживает. Большая группа танцоров выстроена вдоль сцены, верхняя часть тела практически неподвижна, основная нагрузка приходится на ноги танцора. Они красиво, синхронно и ловко выделывают такие причудливые фигуры, шаги и элементы, что зрителю трудно оторваться от такого зрелища. Ирландские танцы выражают эмоциональный порыв целого народа, и именно поэтому невозможно оставаться равнодушным при виде множества людей, танцующих "танец дивного народа".



Вернуться в раздел Статьи