Художественный руководитель:
Алексей Николаевич Морозов
Shamrock74@mail.ru
тел. - +7(921)302-3284 (Санкт-Петербург)




Яндекс.Метрика



Школа-студия ирландского танца
Санкт-Петербург
Об ирландских танцах

Вернуться в раздел Статьи

Что такое ирландские танцы?

История ирландских танцев


Ирландия славится несравненно богатой танцевальной культурой. Мировой интерес к ирландским танцам последних 10-20 лет обусловлен появлением эффектных ирландских шоу. В России широко известны "Riverdance" и "Lord of the Dance". Чем объяснить притягательность ирландского танца?
Возможно, история традиционного ирландского танца должна исчисляться со времени возникновения кельтских народов - галлов), которые основали собственное государство уже в 5 веке до н.э. Эти народы были распространены по всей Западной Европе, а к третьему столетию нашей эры галлы добрались и до Ирландии. Самый старинный известный вид, связанный с ирландским танцем, - это Sean-Nos кельтов, живших на Британских островах с 2000 года до н.э. В двенадцатом веке под влиянием культуры норманнских завоевателей в Ирландии стали танцевать хоровод вокруг человека, поющего песню. В 16-ом веке танцы танцы стали исполнять во дворцах. А два века спустя в Ирландии появились странствующие учителя танцев - основоположники двух популярных сегодня видов: группового и сольного. В пятом столетии Святой Патрик объявил земли Ирландии христианскими.
Из-за угнетения культуры Ирландии, начавшегося в 18-ом веке, национальные танцы долгое время исполнялись только под покровом строгой тайны. Народные танцы резко осуждались христианской церковью как "безумные" и "приносящие несчастья". Некоторые историки даже считают, что характерное неподвижное положение рук на поясе появилось в ирландском танце как раз после того, как церковь объявила движения рук в ирландских танцах непристойными. По мере того, как Англия завоевывала прилежащие земли, соседствующие с ней народы подвергались жестокому давлению: известно, что для уничтожения нации, прежде необходимо уничтожить ее культуру. В ходе английской колонизации усиливались гонения на все проявления ирландской культуры. Карательные законы, которые были введены англичанами в середине 17-го века запрещали обучение ирландцев чему-либо, включая музыку и танец. Поэтому на протяжении более полутора веков ирландским танцам учились тайно. Танцевальная культура существовала в виде тайных занятий, которые проводили в деревн ях бродячие учителя танцев и в виде больших сельских вечеринок, на которых люди танцевали в группах, часто под руководством тех же мастеров. Появление мастеров танца - бродячих учителей, в начале 18-го века положило начало современной танцевальной школе. Давать у себя приют учителю танцев считалось большим почетом. Мастер танцев обычно нанимался на месяц. В начале 19-го века в ирландских деревнях и маленьких городах стали также популярны соревнования. Большой пирог ставился в центре танцплощадки и служил призом для лучшего танцора. Стиль сольных танцев получил название Sean-nos. Сольные танцы исполнялись мастерами. В массовых групповых танцах переосмысливались на ирландский лад французские кадрили и котильоны.
Современный период в ирландских танцах начинается с конца 19-го века в связи с созданием Гэльской Лиги. Она поставила перед собой цель: сохранение и развитие ирландского языка и культуры, музыки и танцев. Их кропотливая работа часто сводилась не только к сохранению и обогащению существовавших традиций, но и к искусственному объединению их в рамках нового, часто спорного, но единого для всех свода правил. Однако такой спортивный подход был очень удобным для повышения зрелищности и для проведения соревнований. В 1929 г. была основана Комиссия Ирландских Танцев для установления единых правил исполнения танцев, проведения соревнований и судейства. В результате значительно изменилась техника танца. Танцевальные школы получили возможность использовать большие залы и широкую сцену. Танцоры перестали ограничивать себя в пространстве и движении, и это обогатило ирландские танцы множеством новых шагов и прыжков, включая проходы по всей сцене. Окончательно закрепилось правило держать руки строго вдоль тела. Но неко торые иные положения существуют до сих пор. Начиная с 20х-30-х гг. благодаря Гэльской лиге женщины стали гораздо чаще участвовать в соревнованиях и преподавать в танцевальных школах. Четко определенная последовательность исполняемых шагов стала основой для групповых сет-танцев и произошедших от них в период создания гэльской лиги кейли-танцев, которые развились из элементов стэп-танцев и французских кадрилей.
Три главных вида ирландского танца: сольный, кейли и сет. Сольный танец в основном выступает как зрелище, подготовленное мастерами, или как соревновательный вид. Он требует профессионализма и многих лет опыта. Кейли, заслуга Гэльской Лиги, это группа танцев фольклорных ирландских пластов - длинные танцы в линию и танцы в кругу, и танцев, созданных искусственно. Для кейли характерны прыжки и плотно прижатые к корпусу руки - "руки по швам".
Сет-танцы появились немного спустя после того, как ирландские солдаты, вернувшиеся с войн Наполеона, привезли с собой кадриль - четыре пары друг напротив друга, образующие квадрат. Кадриль с увеличенным темпом и собственно ирландскими движениями и стала называться сет. Сеты состоят из фигур - движений, выполненных в определенной последовательности. Число фигур может быть разным - от двух до шести, и каждая со своим размером - джигой (6/8), рилом (4/4) или хорнпайпом (4/4). В сете нет прыжков, характерных для степ-танцев, но из-за множества разновидностей шагов танец выглядит весьма разнообразно.
Изначально ирландские танцы исполнялись только мужчинами. Когда появился степ, женщинам не доверили и его. Сейчас все смешалось. Но, тем не менее, самыми зрелищными на чемпионатах признаются соревнования молодых танцоров в возрасте от двадцати лет и старше - именно на их выступления набираются полные залы. Несмотря на приверженность танцоров традициям ирландского танцевального искусства, в последние годы приобрела популярность балетная пальцевая техника: в жесткой обуви ходят, встав на носки, что противопоказано детям до двенадцати лет.
Сегодня ирландские танцы продолжают покорять мир. Танцевальные школы, в программу которых входят национальные ирландские танцы, привлекают множество учеников не только в самой Ирландии, но и во многих других странах. Регулярно в мире проводятся четыре крупных соревнования - Национальный чемпионат Америки, Всеирландский чемпионат, Чемпионат Великобритании и Чемпионат мира. По традиции, Чемпионат мира проходит в Ирландии, и на него прибывают тысячи танцоров, для которых достойный результат на чемпионате может стать началом звездной карьеры. К примеру, в 1998 году Чемпионат мира, проходивший в Эннисе (Ennis), собрал три тысячи участников и еще семь тысяч тренеров, учителей и болельщиков. Интересно, что в чемпионате может принять участие танцор любого уровня, будь то начинающий любитель или профессионал высокого класса.

Виды ирландских танцев

Прежде чем решить начать заниматься "ирландскими танцами", для того, чтобы "научиться танцевать рил или джигу", необходимо прежде всего понять, что, говоря о танце "джига, рил, и т.д." обычно имеют в виду не характер танца и не манеру его исполнения, а музыкальный размер. Каждому танцу соответствует один из известных музыкальных размеров, который записывается в виде дроби. Первая цифра означает количество долей в такте. Определённая доля в танце выделяется, на ней ставится акцент. Такт звучит от одной сильной (акцентированной) доли до другой. Вторая цифра означает длительность доли в этом размере относительно целой ноты. Например, если размер сингл-джиги 6/8 с акцентом на первую долю, то в такте будет шесть долей, каждая из которых прозвучит одну восьмую ноты, а первая будет выделяться. (РАЗ-два-три-четыре-пять-шесть). Следующий такт начнётся с новой сильной доли. Для удобства можно также считать двухдольные размеры танцев (рилы и хорнпайпы) группами по две доли, а трёхдольные (джиги) - группами по три доли. Тогда размер 6/8 в одном такте можно представить как (РАЗ-два-три раз-два-три).
Кроме музыкального размера танец могут отличать характерные движения. Существует около 40 движений ирландских танцев разного характера. Некоторые из них могут использоваться практически во всех танцах, однако наряду с ними существуют движения и строго определенные, присущие, например, только хорнпайпу или слип-джиге. До наших дней сохраняется закрепленный движенческий рисунок следующих танцев: рила, слип-джиги, дабл-джиги, хорнпайпа и польки.
Независимо от размера и движений конкретного вида танца все ирландские танцы можно разделить по структуре и по манере исполнения. Основные семейства ирландских танцев по структуре это сольные и групповые танцы. Сольные танцы включают в себя джиги, рилы и хорнпайпы, которые танцуются одним танцором, выполняющим разные движения в произвольной последовательности. Одиночные танцы исполняются либо в манере старой школы Sean-nos, либо как упорядоченные Гэльской лигой степ-танцы. Слово "степ" подразумевает не столько танцы в жёсткой обуви (чечётку), сколько размер в восемь тактов (шаг или степ), в который и вписываются движения рила, джиги и т.д. Самое главное в исполнении движений ирландских танцев - это работа ног танцора, поэтому степ-танцы требуют хорошей физической подготовки. Почти все степ-танцы исполняются под случайно выбранную музыку в размере того или иного танца (например, джиги или рила). Исключение составляют так называемые степовые сэт-танцы, исполняемые под определенную мелодию. Кроме того характерной чертой современной ирландской хореографии является то, что любой из существующих степ-танцев можно исполнять как в мягкой, так и в жесткой обуви.
Групповые танцы исполняются группами от 4 до 16 и более человек в зависимости от танца. Они включают в себя сэт-танцы, которые восходят, как и русские городские танцы XIX-XX века, к французским кадрилям и сегодня существуют в Ирландии в различных региональных разновидностях. К групповым танцам относятся и отобранные или созданные в начале ХХ века Гэльской Лигой по единому образцу групповые танцы для танцевальных вечеров кейли. Задуманные как своеобразная реконструкция более древних, чем кадрили, ирландских групповых танцев, они стали называться кейли-танцами. Все виды групповых танцев построены не только на работе ног одного танцора, но и на определенной для каждого танца строгой последовательности движений фигур и переходов, выполняемых всеми от начала и до конца. Их танцуют в мягкой обуви и чаще всего под определенную для каждого танца музыку. Кейли-танец - это один танец с заданной последовательностью фигур в ритме джиги или рила. Сэт-танец - это несколько составленных в один групповых танцев, часто в разных размерах (включая не только джигу или рил, но часто хорнпайп или польку). Так что, групповые танцы значительно длиннее сольных. Здесь не так важна работа ног, нет ударов, элементов чечётки, наоборот больше шагов, переходов и прыжков. Основное внимание уделяется выносливости, взаимодействию и взаимопониманию с партнерами. Парные танцы - полька и вальс в их ирландских разновидностях ближе к групповым, чем к сольным.
Хороший ирландский танцор обычно изучает в танцевальной школе и сольные и групповые танцы. Они не являются противоположностью, скорее это две самодостаточные грани одного целого. Но даже при сходных базовых движениях ирландских танцев, разные по структуре виды требуют зачастую разных навыков. Может быть, и поэтому в России (например, в Москве) их изучают отдельно в разных студиях. Степ-танцы требуют отличной физической подготовки, выворотности стопы. Они часто используются для сценических постановок. С использованием элементов степ-танцев поставлено множество коммерческих танцевальных шоу, самым успешным из которых является Riverdance. Сэты и кейли (ирландские кадрили) требуют больше внимания, умения чувствовать и понимать партнера и имеют гораздо больше общего с реальными живыми массовыми ирландскими танцами - в городе или в деревне. Перед тем, как сделать выбор - с какой разновидности танцев вы хотите начать или даже какой из них вы в основном посвятите свое время, ознакомьтесь на досуге с историей танцев или более подробно изучите отдельные виды движений ирландских танцев в нашем справочнике.

Степ танцы и не только

Современные степ-танцы развились из танцев, которым во второй половине XVIII в. - первой половине XIX в. мастера танцев обучали всех желающих. Считается, что ирландские мастера танцев адаптировали к народной музыке модные танцы, заимствованные из Шотландии или Франции, хотя в исполнении ирландцев они видоизменялись до неузнаваемости. Приспосабливая танец к мелодии, мастера делили его на шаги. Каждый степ состоял из 8 тактов. Шаги включали в себя как движения, (шаги, прыжки, повороты), необходимые для исполнения различных танцев, так и удары ногами, которые были нужны для постановки ритмических акцентов.

Рил

Рил (reel) возник в Шотландии и, вероятно, был заимствован ирландскими мастерами в XVIII в. Музыкальный размер рила 4/4 и он танцуется в относительно быстром темпе с акцентом на первую долю. (РАЗ-два-три-четыре) Этот же размер можно представить как (РАЗ-два-раз-два). Рил танцуют как женщины, так и мужчины. Изначально этот танец был распространен на севере Ирландии (прежде всего в Донеголе). Сейчас это самый распространенный в Ирландии танец.
Характер движений рила: Название этого танца происходит от английского слова "reel" - колесо прялки. В нём сохранились черты обрядового танца связанного с плетением жизненной нити. Основное движение рила действительно напоминает вращение колеса прялки или колебание самой нити. Эти движения повторяют различные виды дорожек и некоторые виды прыжков танцоров. Необходимо также помнить, что возможно движения ирландцев в этом танце изначально имитируют движения оленя. Этим можно объяснить невыворотное положение коленей и бёдер танцоров, постановка высоко на полупальцах и пальцах. Видимо, в подражание оленю совершаются лёгкие и острые прыжки и батманы (batemens), а также выстукивания в жёсткой обуви, исполняемые с лёгкого прыжка. Чаще всего - это выстукивания полупальцами и носком (на "копытцах" и реже каблуками.
Основная исходная позиция - это пятая свободная, или "зигзаг", - повторяющая один из основных элементов кельтского орнамента. Очень часто "зигзаг" и twist и battre (заноски) как раз и передают этот элемент орнамента в комбинации движений, а вся композиция - беспрерывная линия прыжков, заносок, вращения - напоминает письмо вязью или сплетающийся декоративный орнамент.

Джига

Джига (jig) считается самым древним ирландским танцем. Существует несколько видов джиги: простая джига (мягкая джига), двойная джига, тройная джига и слип-джига (скользящая джига). Разделение джиги на виды и связь определённого размера с определёнными движениями были установлены Гэльской Лигой и Комиссией ирландских танцев в первой половине XX века.
Вообще джига, как музыкальная форма, пошла из Ирландии, а позже из Шотландии. Первоначально она имела размер 4/4, затем 6/8, а в более позднее время сложилась в Ирландии и Шотландии в размере 12/8.
Сингл-джига (single jig - простая джига или мягкая джига) - самый распространенный вид джиги. Музыкальный размер простой джиги 6/8 с акцентом на первую долю. (РАЗ-два-три раз-два-три). Сингл-джигу танцуют как мужчины, так и женщины, причём как в мягкой, так и в жёсткой обуви. Сингл-джига довольно сильно акцентирована. Быстрая и, как правило, мажорная сингл-джига на Юго-западе Ирландии (в регионе графств Корк и Керри) называется слайд (slide).
Дабл-джига (double jig - двойная джига) отличается от сингл-джиги размером - 12/8. (РАЗ-два-три раз-два-три раз-два-три раз-два-три) Танцуется и в мягкой, и в жесткой обуви. Как музыкальная форма сейчас в репертуаре большинства исполнителей дабл-джига встречается даже чаще, чем сингл-джига.
Характер движения Дабл-джиги: Это чисто мужской танец, зачастую несущий дух воина. Обычно исполняется в линию.
Линия в хореографии служит отображением крепостной стены. Если посмотреть на танцы народов, которым приходилось обороняться от внешней экспансии (болгары, греки, курды, сербы, албанцы и пр.), то мы увидим, что основным рисунком танцев является либо непрерывная линия, либо замкнутый круг.
То же и в "двойной джиге" - непрерывная линия, четкий, хорошо выраженный ритм, объединяющий большую группу как бы в единое целое. В современной хореографии допускается участие женщин (только в легкой обуви) в "двойной джиге".
Трэбл-джига (treble jig - тройная джига) это медленный вариант джиги в жесткой обуви.
Слип-джига - пожалуй, самый узнаваемый и женственный вид джиги. В этом танце много характерных специфических движений, в том числе скольжения, пируэты, раскачивания на носках и прыжки. Размер слип-джиги - 9/8 с акцентом на первую долю. (РАЗ-два-три раз-два-три раз-два-три) Её танцуют только женщины в мягкой обуви.
Характер движений слип-джиги: в этом женском танце используются очень специфические движения: "олений прыжок" (для которого необходимо "зависание" - "ballon", что делает его неповторимым), "качалочка" на полупальцах и пальцах, выразительные паузы-замирания. Сложноорганизованные группы движений, характерные для слип-жиги, относят этот танец к разряду технических, а следовательно, требующих сольного исполнения.
Манера - легкая, похожая на скольжение по водной глади. Слип-джига - танец, который наверняка могли бы исполнять тылвит-тэг, или сиды.

Хорнпайп

Первоначально хорнпайп - название музыкального инструмента, изготовленный из рога или копыт животных. Hornpipe ( от англ. horn - рог, pipe - труба). В XII в. инструмент полностью вышел из употребления.
Танец пришел в Англию из Уэльса, и в XV в. стал очень популярным. Исполнялся под сопровождение органа, имел размер 3/4. В Англии подобный танец использовался в сценических миниатюрах. Далее он распространился в Шотландию и Ирландию. Хорнпайп появился в Ирландии во второй половине XVIII в. предположительно из Англии или Франции. Это самый поздний из ирландских степ-танцев. Он похож на медленный рил. Размер хорнпайпа 4/4 как и у рила, но с акцентом на первую и третью долю.
Хорнпайп также легко отличить от рила не только темпу, но и по характерному ритмическому рисунку, в котором внутри такта отдельные произвольные доли играются триолями, то есть одна из долей состоит из трёх нот. (Например, четвёртая: РАЗ-два-РАЗ-раздватри). Многие ирландские музыканты считают, что то, как играется хорнпайп, больше, чем в других танцах, зависит от желания танцора. Поэтому, если необходимо сыграть быстрее и с большим количеством триолей, хорнпайп иногда может записываться в размере 12/16, а если медленнее, то 4/4.
Характер движений хорнпайпа: Изначально хорнпайп был распространен на юге Ирландии, где моряки исполняли его как джигу, применяя выстукивания по триолям, комбинируя их с прыжками и другими движениями, присущими теперь только хорнпайпу. Вначале это был преимущественно мужской танец в жесткой обуви. Женщины впервые стали танцевать хорнпайп в графстве Корк. Танец может исполняться и женщинами, и мужчинами.

Одежда и обувь танцора

Костюм танцора за двести лет сильно изменился. В XVIII-XIX веках танцевальные мастера были одеты практически как обычные ирландцы. Они носили шляпы, длинные сюртуки, узкие бриджи до колена, белые гольфы и тяжелые черные ботинки с серебряными пряжками. Эти ботинки и стали прообразом современной тяжелой танцевальной обуви. После создания Гэльской Лиги судьи на соревнованиях стали требовать, чтобы участники были одеты в "аутентичную" кельтскую одежду. С конца XIX в. по 40-е гг. XX в. была очень популярна гипотеза о том, что древние ирландцы носили килт. Так килты, как доказательство "кельтского духа" появились на танцорах-мужчинах. После того как в 40-е учёные-археологи и историки доказали, что никаких килтов в Ирландии не было, мода на мужские юбки в Ирландии прошла, поэтому сейчас можно увидеть танцоров как в килтах, так и в брюках в зависимости от требований конкретных соревнований или обычаев конкретной танцевальной школы.
До создания Гэльской Лиги у женщин-танцовщиц тоже не было специального костюма. Часто таким костюмом служило лучшее воскресное платье, украшенное лентами. В то же время в Ирландии многие женщины издревле носили большие плащи с капюшонами. Как ни странно, именно этот плащ, наверное из-за тяги Гэльской Лиги к "древней и аутентичной одежде" стал частью костюма танцовщицы в начале ХIX века. Он надевался на соревнованиях вместе с белым платьем. Поверх платья также могли надевать длинную шаль. Конечно, танцевать в длинном плаще или шали было неудобно. Поэтому в 30-е гг. плащ заменили на современную "шаль". Эта "шаль" в костюме танцовщицы - прямоугольный или косой кусок легкой ткани, который крепится к платью на спине. Этот же "плащ-хвост", но поверх пиджака часто можно увидеть и у танцоров-мужчин. Со временем платья танцовщиц стали украшать орнаментами и золотой и серебряной вышивкой. До 80-х гг. вокруг талии танцовщицы очень часто носили шнур с кистью на конце, который доходил до колен, что, вероятно, сильно мешало танцу.
Как мужчины, так и женщины могут носить также жилет поверх платья или рубашки. Костюмы танцовщиц, как правило, выдержаны в зеленых, золотистых и шафрановых тонах. Костюмы танцоров менее яркие. Интересно, что сейчас красного цвета стараются избегать, потому что принято почему-то считать, что он как-то связан с Англией. Хотя у народных музыкантов и танцоров в XVIII - XIX вв. красный цвет был одним из самых любимых и широко распространенных. Многие народные музыканты до сих пор по традиции выходят на сцену в красных жилетах. До развития современной школы танца четкого разделения на танцы в мягкой обуви и жесткой не было. Не было ни специальной мягкой обуви, ни специальной жёсткой. Все танцы исполнялись в ботинках. Все изменения в обуви танцоров были сделаны для того, чтобы как можно ярче подчеркнуть особенности движения в конкретном танце и облегчить их исполнение.
В 1924 г. для женщин, танцующих рилы, джиги и слип-джиги была введена специальная мягкая обувь, похожая на балетные тапочки. Для мужчин также изначально была введена мягкая обувь, но в начале 70-х от нее отказались. Жесткая обувь для танцев, напротив, стала еще тяжелее. У ботинок утяжелили носки, а каблуки усовершенствовали. Все это позволило танцорам громче бить носком и щелкать каблуками.


Вернуться в раздел Статьи